Целая семья летчиков живет в темниковском селе Акселе! Четыре брата Юшкиных в свое время побывали над любой точкой СССР. Одному из них дарили автографы Владимир Высоцкий, Ролан Быков и Леонид Куравлев. Другой предотвратил угон самолета. Третий тушил лесные пожары. Четвертый в течение многих дней наблюдал НЛО, летающие севернее Тюмени. Появление НЛО меня не удивляло, - вспоминает Владимир Юшкин загадочные события 1978 года. - Когда мы стояли на аэродроме у населенного пункта Октябрьское, эти объекты появлялись очень часто. В Ханты-Мансийском округе, севернее Тюмени, в два часа дня уже темнеет, поэтому их было хорошо видно. Странные объекты выглядели как светящиеся пятнышки, за каждым тянулся хвост из 5-6 лучей. Летели они всегда с востока на запад, ближе к горизонту. Высота - километров 20. Никакого ажиотажа из-за них в поселке не было: многие полагали, что мы видим испытания какой-нибудь новой техники . И лишь один факт настораживал. Метеорологи рассказывали, что у них был четкий приказ - документировать поведение объектов, считать их лучи и немедленно докладывать начальству. Но если бы светящиеся пятнышки были делом рук наших испытателей, Москва и без того знала бы о них все! Старший сын Анатолий вступил в карагандинский аэроклуб, став примером для своих братьев. Все трое прошли через это учебное заведение, после чего буквально разлетелись по всей стране. Анатолий, окончив с отличием Омское летное училище, продолжил образование в Киевском институте инженеров гражданской авиации. В московском аэропорту Домодедово Юшкин летал на Ил-18, на пенсию он ушел из аэропорта Внуково, где пилотировал Ту-154. Второй из братьев, Виктор, служил в ВВС, на южной границе СССР - в Кызыл-Арвате. Он участвовал в отражении китайской агрессии на Даманском полуострове - их полк перебросили туда по тревоге. На гражданке Виктор получил работу в Москве, в правительственном авиаотряде Аэрофлота N 235, потом - на летно-испытательной станции. Выполняя задания высших советских инстанций, Виктор не только облетел весь СССР, но и побывал в Афганистане, куда доставлял члена Политбюро Николая Рыжкова. Младший из Юшкиных, Владимир, начав летать на чехословацком Л-29, пересел на МиГ. Но крепче всего судьба связала его с трудягой АН-2. На этом крылатом коне Владимир 20 лет подряд взлетал с аэродрома в Рязани. В Средней Азии я был, в Западной Сибири. С севера возили рыбу, в плодородных районах целое лето занимались обработкой полей удобрениями и химикатами . В 1993 году, уйдя на пенсию, Владимир приехал в Аксел, в заброшенный родительский дом. Отца и мать он перевез из Казахстана. В Аксел приехал и Геннадий, переселилась сюда одна из сестер... Даже Анатолий, умирая, завещал похоронить себя на родине предков, и братья выполнили его волю. Зато вспомнить Владимиру - да и его братьям - есть что. Когда мы обрабатывали поля в Средней Азии, агрономы требовали, чтобы машина шла вплотную к земле, - рассказывает летчик: - И мы это делали. Да так, что на шасси потом трава оставалась. А по технике безопасности высота не должна быть меньше пяти метров. Но на тамошней жаре химикаты, падая с такой высоты, просто испаряются... В СССР пилоты были одними из самых свободных людей. Летая из республики в республику, они видели, где люди живут богато, а где-так себе. А еще летчики знали, где какой дефицит можно достать для своих родных, чтобы обеспечить нормальную, человеческую жизнь. На Украине брали колбасу, в Средней Азии - фрукты, - вспоминает Владимир. - Из Горького везли лапшу, с Севера - особую обувь из шкуры с ног оленя. Такие сапоги никогда не промокали . Постоянные перелеты расширяли кругозор и сулили самые неожиданные встречи... Иногда братья совершенно случайно виделись в ресторане где-нибудь в Магадане. А еще летное ремесло давало деньги: за пару лет, затянув пояс, можно было скопить на машину - и много других выгод. Когда в 1993 году я уходил на пенсию, летать было почти не на чем, - сокрушается Владимир. - Единственный завод, где ремонтировали наши самолеты, оказался за границей - на Украине. Отправляя на починку три машины, обратно мы забирали только одну - две оставались в качестве оплаты. Дробление нашей авиации на множество компаний - это настоящая авиакатастрофа . У мелких контор нет денег на закупку запчастей, потому их обветшалые машины опасны! А если они и покупают новый самолет - то зарубежный. Большинству наших лайнеров за границей просто не позволяют садиться из-за превышения шумовых норм. Запад давит конкурентов, это понятно, но ведь наши самолеты действительно морально устарели и не отвечают мировым нормам! Чего стоят хотя бы двери, открывающиеся внутрь! Однако страна понемногу осознает, насколько гибельно для нее отсутствие транспортных артерий. Ведь с добычей газа и нефти Путин вроде бы навел порядок - может, и до авиации руки дойдут? Владимиру, как самому юному из братьев, Анатолий Юшкин привозил автографы знаменитостей, с которыми доводилось летать. Сейчас в его альбоме можно встретить бесценные листки с надписями: Всего вам и всякого доброго. 18-V-72, Сочи - Москва. Владимир Высоцкий , Володе Юшкину с удовольствием. Куравлев . А Ролан Быков просто нарисовал забавную рожицу.
Геннадий Юшкин как-то раз предотвратил крушение своего самолета. Над рязанским местечком Петелино у него заглох двигатель, но пилот сумел посадить машину так, что никто не пострадал. За это его наградили часами и путевкой в Юрмалу. Анатолий Юшкин однажды получил радиоприемник Рига с дарственной надписью за то, что смог остановить потенциального угонщика. В Батуми он обратил внимание на подозрительного гражданина, который хотел пробраться на борт. Милиционеры изъяли у задержанного нож. Опасность была вполне реальна: за месяц до того печально знаменитая семейка Бразинскасов совершила угон авиалайнера Ан-24, убив стюардессу Надежду Курченко. А уже в конце 80-х некий летчик, по пути заправляясь в колхозах, улетел в Турцию на таком же Ан-2, какие пилотировал Владимир... |